Электронные словари и энциклопедии: Большой энциклопедический словарь, Словарь Даля, Словарь Ожегова и т.д.

Биографический словарь
"Струве Генрих Егорович"

Главная - Биографический словарь - буква С - Струве Генрих Егорович
Биографический словарь
Искать!

Струве (Генрих Егорович, родился в 1840 г.) - современный философ. В 1862 г. Струве защитил в Иене диссертацию на степень доктора философии ""Zur Entstehung d. Seeke"". В 1863 г. Струве был назначен адъюнкт профессором по кафедре философии в бывшей главной школе в Варшаве и занимает до сих пор эту кафедру в Варшавском университете. Читал лекции по энциклопедии философских наук, логике, психологии, этике, эстетике и истории философии. В Московском университете Струве получил степень доктора философии, по защите диссертации ""Самостоятельное начало душевных явлений"" (Москва, 1870). Книга Струве вызвала оживленную полемику в литературе. Против нее выступили Н. Аксаков с брошюрой ""Подспудный материализм, по поводу диссертации г. Струве"" (Москва, 1870) и С. Усов в работе ""По поводу диссертации г. Струве"" (Москва, 1870). В защиту Струве выступил Юркевич (""Игра подспудных сил"", ""Русский Вестник"", 1870, № 3). В полемике принял участие и Н. Страхов , который написал критический отзыв о книге Струве ""Введение в философию"" (в ""Журнале Министерства Народного Просвещения""). Другие сочинения Струве на русском языке: ""Отличительные черты философии и их значение в сравнении с другими науками"" (Варшава, 1872); ""Элементарная логика, руководство для преподавания и самообучения"" (ib., 1894; 10 изд., Санкт-Петербург, 1900); ""Введение в философию. Разбор основных начал философии вообще"" (""Энциклопедия философских наук"", ч. I, Варшава, 1890); ""Способности и развитие философствующего ума"" (Москва, 1897) ""Современная анархия духа и ее философ Фр. Ницше"" (Харьков, 1900). На польском языке: ""Wywod pojecia filozofii"" (Варшава, 1863); ""О psychologicznej zasadrie teoryi poznania"" (Варшава, 1864); ""О temperamentach"" (ib., 1864); ""O istnieniu duszy i jej udziale w chorobach umyslowych"" (ib., 1867); ""O pieknie i jego objawach"" (Варшава, 1865); ""Wyklad systematyczny logiki. T. I. Czesc wstepna"" (ib., 1871); ""Synteza dwoch swiatow"" (Варшава, 1876, изложение проводимой Струве философской системы); ""Cechy charakterystyczne filozofii i jej znaczenie w porownaniu z innymi naukami"" (Варшава, 1875); ""O niesmiertelnosci duszy"" (ib., 1884); ""Estetyka barw"" (ib., 1886) и многое др. С 1885 г. под редакцией Струве выходят переводы классических философских сочинений на польский язык. На немецком языке Струве написал: ""Hamlet. Eine Charakterstudie"" (Веймар, 1876); ""Zur Psychologie der Sittichkeit"" (Берлин, 1882); ""Die polonische Litteratur zur Geschichte der Philosophie"" (Берлин, 1892) и многое др. В своих философских сочинениях Струве пытается построить цельную философскую систему идеального реализма, примыкая, главным образом, к учениям Фихте-младшего и Ульрици, отчасти Лотце, Фехнера и др. Дух и материю он считает не двумя реально различными субстанциями, а двумя разделенными абстракцией понятиями о двух сторонах реально неразделенного целого; с этой точки зрения Струве называет Бога душой мира, мир - телом Бога. Как нет противоречия между понятиями духа и материи Бога и мира, так нет его и между понятиями духа и материи Бога и мира, так нет его и между понятиями свободы и необходимости: необходимость есть выражение непременности и порядка, которые в свою очередь являются результатами свободной воли Верховного Существа. В мире нет противоречий, все составляет вечную, ненарушаемую гармонию; один только человек находится в разладе с окружающим его миром, но это - явление преходящее, результат умственной и нравственной незрелости человечества, небольшой отрывок его неизмеримого исторического движения. Вообще, идеальный реализм, называемый Струве также ""синтетической философией"", стремится примирить противоречия между духом и материей, свободой и необходимостью, искусством и наукой, церковью и государством и т. д. Метод Струве - психологический анализ. По определению Струве, философия изучает общее в частном, а специальные науки, основой которых является математика - частное в общем; предметом последних служит познание явлений, предметом философии - объяснение явлений. Значение Струве заключается в том, что он один из первых восстал против материалистических тенденций в философии 60-х годов. См. сочинения о Струве на польском языке В. Лютославского (Варшава, 1896) и К. Кашевского (Варшава, 1898).


Поделитесь с друзьями:


Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: Струве Генрих Егорович


будет выглядеть так: Что такое Струве Генрих Егорович

Реклама:
Толковые словари и Энциклопедии. Словарь - Струве Генрих Егорович - Биографический словарь - Толковые Словари и Энциклопедии