Электронные словари и энциклопедии: Большой энциклопедический словарь, Словарь Даля, Словарь Ожегова и т.д.

Энциклопедический словарь
"Вольтер"

Главная - Энциклопедический словарь - буква В - Вольтер
Энциклопедический словарь
Искать!

(Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа Аруэ - Arouet) (1694-1778),французский писатель и философ-просветитель, деист, иностранный почетныйчлен Петербургской АН (1746). Лирика молодого Вольтера проникнутаэпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая прозаразнообразна по темам и жанрам: философские повести ""Макромегас"" (1752),""Кандид, или Оптимизм"" (1759), ""Простодушный"" (1767), трагедии в стилеклассицизма ""Брут"" (1731), ""Танкред"" (издана в 1761), сатирические поэмы(""Орлеанская девственница"", 1735, издана в 1755), публицистика,исторические сочинения. Деятельность Вольтера связана с борьбой противрелигиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистскойсистемы: ""Философские письма"" (1733), ""Философский словарь"" (1764-69).Сыграл значительную роль в развитии мировой, в т. ч. русской, философскоймысли, в идейной подготовке Французской революции кон. 18 в. С именемВольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства (духсвободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония).---* **--- (Voltaire) (наст. имя Франсуа Мари Аруэ, Arouet) (21 ноября1694, Париж - 30 мая 1778, там же), французский мыслитель, писатель ипублицист эпохи Просвещения. Его творчество, подрывавшее авторитетабсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыгралобольшую роль в подготовке умов к Великой Французской революции. Оноспособствовало также формированию нового типа личности, активной,предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу исознательно стремящейся к собственному и общественномублагосостоянию.---Семья---Мать Вольтера, Мари Маргерит Домар, была дочерьюсекретаря уголовного суда, а отец, Франсуа Аруэ, - нотариусом и сборщикомналогов. Сам Вольтер не любил этого человека и его ремесло, а позднее(1744) предпочел объявить себя незаконным отпрыском некоего шевалье деРошбрюна, нищего мушкетера и поэта, чем оставаться сыном преуспевающегобуржуа.---Начало литературной карьеры---После нескольких лет учебы впарижском иезуитском коллеже Людовика Великого (1704-11) юный Аруэ понастоянию отца занялся изучением права. Вскоре он восстал противродительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкогостихотворца и радости светской жизни. В мае 1717 за составление сатиры нарегента Франции герцога Орлеанского начинающий сочинитель попал вБастилию, однако год тюремного заключения не охладил пробудившегосялитературного пыла. Уже в 1718 была поставлена его первая значительнаяпьеса ""Эдип"", благосклонно принятая публикой. В том же году ее авторвпервые выступил под псевдонимом ""де Вольтер"". Крупная эпическая поэма""Генриада"", первоначально названная ""Лига"" (1723), упрочила его репутациюискусного рассказчика и вместе с тем борца за идею. Посвященная эпохеРелигиозных войн 16 в. и ее главному герою королю Генриху IV, поэмаосуждала религиозный фанатизм королей-деспотов и прославляла монарха,сделавшего веротерпимость лозунгом своего правления.---Пребывание вАнглии. ""Философские письма""---В начале 1726 произошла стычка Вольтера сшевалье де Роганом, позволившим себе публично насмехаться над его попыткойскрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение. Дерзский ответ(""Сударь, мое имя ждет слава, а ваше - забвение!"") дорого обошелсяВольтеру: перенесенные от лакеев де Рогана побои и последующие унижениядали ему почувствовать на собственном опыте, что такое социальнаянесправедливость. Вооружившись пистолетами, он пытался отомстить обидчику,но был арестован, брошен в Бастилию, а в конце 1726 вынужден покинутьПариж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии укрепило егоприверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральныевзгляды Вольтер изложил в знаменитых ""Философских письмах"", вышедших в1733 на английском, а в 1734 на французском языках. ""Письма""идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовалисостояние общественных институтов Франции. В 1734, уже после возвращенияВольтера на родину, книга была сожжена по приговору Парижского парламента,а над автором нависла угроза ареста.---Сирейский период---Решив неискушать судьбу, Вольтер тогда же, в 1734, удалился в Сирей, расположенныйв Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Одна изобразованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтераметафизикой, естественными науками, а также интерес к Библии. Отчеты орезультатах совместных лабораторных опытов они отправляли в Париж, вКоролевскую Академию наук. Десять лет, проведенных в Сирее, оказалисьвесьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии ""Альзира"" (1736)и ""Магомет"" (1742), ""Трактат о метафизике"" (1734) и ""Основы философииНьютона"" (1738), написал большую часть исторического труда ""Век ЛюдовикаXIV"" (1751). Приобретенные в Сирее познания укрепили Вольтера в неприятиитрадиционной христианской картины мира, усилили критическую направленностьего ума, стимулировали дальнейшие поиски рационального объясненияприродных и социальных явлений.---Воинственный скепсис сирейского периодапроявился в работе Вольтера над эпической поэмой ""Орлеанскаядевственница"", первая половина которой была завершена к 1735. Поэма втечение долгого времени распространялась в списках, ее первое пиратскоеиздание появилось лишь в 1755, а официальная публикация состоялась тольков 1762 в Женеве. Вольтер не побоялся использовать дорогую сердцамфранцузов историю Жанны д Арк для нового разоблачения религиозныхпредрассудков. Он избрал для этой цели самое мощное орудие - иронию.Стремясь опровергнуть мнение хронистов о том, что Жанна была посланаБогом, их повествования о ее видениях и чудесах, Вольтер изобразил этистороны предания в смешном виде. Досталось и пресловутой девственностиЖанны, ибо Вольтеру претила сама мысль, будто именно эта добродетельгероини стала залогом спасения Франции. Подлинную причину ее успеха онвидел в том, что Жанна уверовала в собственные силы, и свою уверенностьсумела передать королю и армии. Трагическая смерть Орлеанской девыпобуждает Вольтера отбросить иронию; на смену ей приходит гнев, которыйобрушивается на головы палачей Жанны -отцов-инквизиторов.---Вольтер-придворный---В 1744 началась краткая инеудачная карьера Вольтера-царедворца. Литературная известность ивлиятельные покровители обеспечили ему место придворного историографаФранции (1745). В 1746 состоялось его избрание во Французскую Академию,однако ему так и не удалось снискать расположение короля, несмотря на всезаискивания писателя.---Холодность Людовика XV, разочарование вверсальском дворе, смерть маркизы Дю Шатле (1749) склоняли Вольтерапринять приглашение Фридриха II, ко двору которого он явился в 1750.Дружеская переписка Вольтера с Фридрихом началась еще в 1736 свосторженного письма молодого кронпринца. В последующее десятилетие онинесколько раз встречались. Полагаясь на испытанную годами привязанность ищедрость ""короля-философа"", Вольтер рассчитывал прижиться в Пруссии. Новблизи ему открылись во Фридрихе не только острый ум, но и двуличие идеспотизм, что и стало причиной отъезда Вольтера в 1753 изПруссии.---Вольтер и ""Энциклопедия""---В декабре 1754 Вольтер прибыл вШвейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни. Вокрестностях Женевы он купил небольшое имение, названное им ""Делис""(""Отрада""). Здесь Вольтер начал сотрудничать в ""Энциклопедии"" Дидро и ДАламбера. Первые его статьи появились в 1755 в 5-м томе: ""Дух"",""Красноречие"", ""Изящество"". Уже к 1756 из-под его пера вышла дюжинаэнциклопедических статей, отличавшихся большой смелостью. Так, в статье""История"" (1756) он выразил сомнение в достоверности многих историческихсказаний, в т. ч. преданий о чудесах, а в статье ""Идол, идолопоклонник,идолопоклонство"", написанной в 1757, а вышедшей только в 1765 в 8-м томе""Энциклопедии"", утверждал, что христиане в сущности ничуть не меньшеидолопоклонники, чем язычники. Именно Вольтер поддержал Д Аламбера в егонамерении опубликовать знаменитую статью ""Женева"" (1757, 7-й т.). Похвалыреспубликанскому строю и вольнолюбивым женевцам звучали в ней как критикафранцузской действительности. Кальвинистские пасторы Женевы былипредставлены почти как деисты, что далеко не соответствовало истине,однако расправа Кальвина над Серветом была уподоблена ужаснойВарфоломеевской ночи. Решительный протест самих пасторов и Женевскогоуниверситета поставил швейцарских друзей ""Энциклопедии"" в затруднительноеположение, они признали статью неудачной.---Фернейский период---Послевсего случившегося Вольтер решил обезопасить себя от ярости духовенстваЖеневы. В конце 1758 он арендовал поместье Турней, а в начале 1759приобрел еще и поместье Ферней, расположенные по обе стороны границыЖеневского кантона с Францией. Ферней стал его ""удельным княжеством"",которым он правил как просвещенный государь. Наконец-то Вольтер могпозволить себе роскошный образ жизни. Состояние его пополнялось из разныхисточников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за изданиеи переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших емудолжностей и от финансовых спекуляций. В 1776 годовой доход Вольтерасоставил двести тысяч ливров, что превращало фернейского патриарха водного из богатейших людей Франции.---Ферней стал тем местом, где втечение 20 лет разворачивалась просветительская деятельность Вольтера.Здесь он принимал гостей со всей Европы. Паломничество в Ферней стало чутьли не обязательным для всякого просвещенного путешественника. ОтсюдаВольтер вел обширнейшую переписку. К числу его корреспондентовпринадлежали прусский король Фридрих II, российская императрица ЕкатеринаII, польский король Станислав Август Понятовский, шведский король ГуставIII, датский король Христиан VII. В свои 65 лет и далее он продолжалотправлять сотни писем, выпускать множество литературных,публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которыхявляется ""История Российской империи при Петре Великом"" (1759-63).Написанная по заказу русского правительства, ""История"" прославлялацаря-реформатора, резко порвавшего с варварством. Среди прочих плодовфернейского периода - философские повести ""Кандид"" (1759) и ""Простодушный""(1767), ""Трактат о веротерпимости"" (1763), ""Опыт о всеобщей истории инравах и духе народа"" (1756-69), ""Карманный философский словарь"" (1764),""Вопросы об ""Энциклопедии"" (1770-72).---Наибольшую известность напротяжении 1760-70-х гг. принесло Вольтеру его участие в защите доброгоимени таких жертв религиозных и политических преследований, как Калас,Сирвен, шевалье де Ла Барр, граф де Лалли. Призыв Вольтера: ""Раздавитегадину!"", впервые прозвучавший в письме к Д Аламберу в октябре 1760, былнаправлен против всесильной католической церкви. Впрочем, не менеезнаменита и другая его крылатая фраза, относящаяся к 1769: ""Если бы Богане существовало, его следовало бы выдумать"". Он отнюдь не призывал вовсеотказаться от религии - она по-прежнему должна была оставаться уздой длянарода.---Возвращение в Париж. Смерть---На склоне лет, когда Вольтеруисполнилось 83 года, он решил еще раз, может быть последний, повидатьПариж. 10 февраля 1778 патриарх французского Просвещения прибыл в столицуФранции, где его ждала восторженная встреча. Он четырежды побывал назаседаниях Французской Академии, посмотрел постановку своей пьесы ""Ирена""(1776) в ""Комеди Франсез"" и даже вступил в масонскую ложу Девяти Сестер.Спустя три месяца он скончался.---Даже смертью своей Вольтер нанес удар покатолицизму. Деизм мыслителя был широко известен. Бог Вольтера, создавшийВселенную, но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам,отличался от Бога правоверных католиков. Однако Вольтер не желал, чтобыего тело, тело еретика, выбросили на свалку, и формально исповедовалсяперед смертью. Парижский архиепископ Кристоф де Бомон счел сиенедостаточным и отказал останкам Вольтера в христианском погребении. Онибыли тайно вывезены из Парижа и захоронены в Шампани. Такое обращение сгордостью Франции подрывало авторитет церкви и вызвало справедливоенегодование. Вольтеру предстояло еще раз триумфально вернуться в Париж в1791 и обрести покой в национальной усыпальнице выдающихся людей -Пантеоне.---Сочинения:---Бог и люди: Статьи, памфлеты, письма. М., 1961.Т. 1-2.---Орлеанская девственница. Магомет: Философские повести. М.,1971.---Философские сочинения. М., 1988.---Oeuvres completes. Paris,1877-1885. V. 1-50.---Oeuvres completes. Geneve; Oxford, 1968-. Из 150запланированных томов вышло 77, издание продолжается; собственно трудыВольтера займут тт. 1-84, указатели - т. 136-150, вся переписка ужеопубликована в тт. 85-135. В 1997 все вышедшие тома появятся на CD-ROMпроизводства оксфордского Фонда Вольтера и компанииЧедвик-Хили.---Литература:---Вольтер в России: Библиографический указатель1735-1995.---Русские писатели о Вольтере. М., 1995.---Spear F. A.Bibliographie analytique des ecrits relatifs a Voltaire 1966-1990. Oxford,1992.---Voltaire en son temps / Sous la dir. de Rene Pomeau. Paris;Oxford, 1995. V. 1-2.---Inventaire Voltaire / Sous la dir. de J. Goulemot,A. Magnan, D. Masseau. Paris, 1995.---С. Я. КарпРА (Volterra) Вито (1860-1940) - итальянский математик, иностранныйчлен-корреспондент Петербургской АН (1908), иностранный почетный член АНСССР (1926). Труды по математической физике, интегральным иинтегро-дифференциальным уравнениям, функциональному анализу.


Поделитесь с друзьями:


Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: Вольтер


будет выглядеть так: Что такое Вольтер

Реклама:
Толковые словари и Энциклопедии. Словарь - Вольтер - Энциклопедический словарь - Толковые Словари и Энциклопедии